зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Слободской запад области или история примиусских приходов. Часть II

Слободской запад области или история примиусских приходов. Часть II

Продолжаем экскурс в историю о храмовых комплексах Примиусья и роли личностей в них.

Село Андрево- Мелантьево
Село Андреево-Мелентьево расположено - в 2-х верстах (чуть больше 2-х км) к югу от поселка Сухо-Сарматского на правом берегу Миуса при впадении его в лиман был вначале хутором казачки П. Васильевой. В исторических документах хутор упоминается с 1752 года. Васильева в 1764 году продала хутор казаку Я. Мелентьеву. В 1820 году хутор принадлежал полковнику Андрею Федоровичу Мелентьеву. В списках 1859 года хутор был назван поселком Мелентьево-Андреевским, а населения было 484 человека на 61 двор.
В селе стоит Приход Святой Равноапостольной Марии Магдалены. Церковь в «старой» части села. Более ста лет назад историк Иван Сулин писал о хуторе, который его владелица казачка Пелагея Васильева в 1764 году продала казаку Якову Мелентьеву, и высказывал предположение, что хутор тот – будущее селение Андреевское. Он же сообщил, что в мае 1868 года в поселке Мелентьеве (Андреевском) архиепископ Донской и Новочеркасский Платон освятил храм во имя святой Марии Магдалины, который строился почти десять лет на средства жены есаула Марии Степановны Мелентьевой. Для маленького села (в 1899 году здесь стояло всего 35 дворов) такое добротное сооружение могло бы показаться роскошью; но сюда собирались прихожане из соседних селений: в ближних окрестностях на правобережье Миуса и по Сарматскому ручью церквей не было.
Службы велись до 1930 года, пока храм не закрыли, а монахинь, которые проживали в его большом подвале, не сослали. В подвале находился и склеп с останками Федора и Андрея Мелентьевых; останки вместе с мундирами побросали в колодец у стены храма. Колодец засыпали, и о нем теперь напоминает ямка, которую зовут «дождевик».
По сведениям старожил: из подвала к Миусу шли подземные ходы, которых нынче не найти. Но есть под зданием администрации огромный подвал, он очень похож на пещеру.
Храм открыли в 1948 году, – как оказалось, всего на пять лет, – и заняли под склад колхозных стройматериалов. Но и это не спасло здание: в 80-е годы пожар оставил от него только стены. Стены, сорняки и свалка – вот что можно было видеть здесь к осени 1992 года, когда председатель местного колхоза «Сармат» В.В. Подберезный предложил сельской религиозной общине свою помощь. Потом и другие здешние колхозы помогли: «Победа», «50 лет Октября»; очень помог глава районной администрации А.А. Геращенко. Святое место на горе облагородили, в здание вставили окна и двери, временно покрыли его рубероидом, провели отопление и электричество. А через год-другой московская бригада кровельщиков трудилась над крышей, куполом и колокольней. 4 августа, в праздник св. Марии Магдалины, зазвенели воронежские колокола, – подарок все той же администрации.
Красива андреево-мелентьевская церковь; кажется, перенесена откуда-то из греческого монастыря: спокойный, сдержанный корпус, такие же сдержанные, но выразительные, чуть удлиненные оконца, восьмигранник барабана с ребристым куполом и башенкой – колокольней.
В храме, который и изнутри восхищает: мраморные пол и стены (материал привезен с Урала!), крепкие своды, икона Смоленской Божьей Матери в киоте … Церковный двор обширен: в его уголке – детская площадка. Село и церковь Марии Магдалины связаны одной историей.

Покровское: История прихода
После основания слободы Верхней (Покровской) запорожские казаки вместе с казенными крестьянами общими силами устроили в слободе часовню и к ней пригласили из Таганрогской крепости священника Никифора Федорова.
В 1782 году в Верхней слободе была построена деревянная церковь, освященная в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. После чего Верхняя слобода все чаще стала именоваться селом Покровским
На основании семейной хроники покровчанина М.Т. Пономаренко, стало известно, что его предки переехали из Запорожской Сечи в Покровское в 1790 году. И священником в то время был Гавриил Окопенко.
Тот же Марк Трифонович Пономаренко в своей семейной хронике указывает, что строительство нового каменного храма началось около 1879 года. В этот год умер отец М.Т. Пономаренко, который, как следует из хроники, застал начало строительства и являлся на тот момент Покровским волостным старшиной. А подрядчиком на строительстве нового храма, по свидетельству хроники, был Устин Степанович Погорелов.
Церковь строилась по одному из образцовых проектов собранных в альбомах известного архитектора Константина Тона.
Храм в три престола был построен на искусственной насыпи в центре села Покровское, имел традиционную для православных храмов ориентацию продольной оси в направлении с Запада на Восток. С паперти открывался вид на долину реки Миус. По свидетельству сторожил с. Покровское Н.Г. Кошарницкого и Е.Н. Ветрова иконостасы церкви были подлинным произведением искусства, украшены резьбой и орнаментом, покрыты позолотой, с иконами высокого письма. Освятили церковь в 1892 году.
В З0-е годы XX столетия церковь закрыли. Разрушение храма Покрова Пресвятой Богородицы дореволюционной постройки началось в 1936 г., церковь перестроили под клуб. По видимому, здание в этот период еще относительно сохраняло вид храма, как свидетельствуют очевидцы, молодежь боялась ходить в этот «клуб». Во время Великой Отечественной войну, в результате попадания авиабомбы, храм разрушен окончательно.
На уцелевшим фундаменте церкви после войны было построено двухэтажное здание, где разместился райком партии. Здание почти полностью повторяло контуры бывшего храма, имевшего в горизонтальной плоскости вид восьмиконечного креста. Не доставало только алтарной части. В 1944 году в с. Покровское возобновились богослужения, но уже на новом месте. По ул. Фрунзе, 86 был расположен бесхозный дом, который власти продали прихожанам под церковь.
У здания же расположенного на месте бывшего храма неоднократно менялись хозяева. Так вскоре там разместился РК ВЛКСМ, позже Дом пионеров, после ЦВР (Центр внешкольной работы). Как свидетельствовали местные жители, многих, кто участвовал в разрушении храма, постигла печальная участь. Не однократно было замечено как на стенах то в одном, то в другом месте проступали кроваво-красные пятна, которые тщетно пытались забелить, закрасить, ибо пятна эти вновь проступали. Ночные сторожа рассказывали, что ночью там было жутко: раздавались шаги, кто-то будто бы ходил, стонал и т.п.

        
После празднования 1000-летия Крещения Руси, когда было разрешено говорить о вере, ходить в храмы, Церковь больше не преследовалась, в 1989 году впервые о. Михаил (настоятель Покровского молитвенного дома) дал интервью газете «Приазовская степь» где ставил вопрос о том, что райцентру нужен новый храм. Он просил вернуть или бывшее место храма (с уцелевшим фундаментом от церкви) или помочь в строительстве нового.
И все эти годы вплоть до 1999 года газета регулярно публиковала письма-обращения прихожан, статьи и заметки о том, что селу с 14-тысячным населением нужна новая церковь.
Власти обещали помочь. Вначале предлагалось место под строительство храма на южной окраине села (в сторону села Троицкого); затем — на кладбище; на месте бывшей автобусной остановки у стадиона. После — за стелой-памятником павшим односельчанам; у насосной станции по выкачке нечистот из ЦРБ или в бывшем кинотеатре «Мир»
И наконец, во время празднования 230-летия с. Покровское в 1999 году в день Покрова Пресвятой Богородицы, глава районной администрации А.А. Геращенко сказал, что бывшее место храма и здание будут переданы под строительство нового храма.
В мае 2001 года настоятелем прихода назначается священник Геннадий Журкин. Тогда же по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона начинается реконструкция храмового здания. Пристраивается алтарь, и совершаются отделочные работы в половине здания. Одновременно с этим на территории переданного храма строится хозблок (класс Воскресной школы, трапезная, просвирня, котельная, прачечная). В феврале 2003 года эти работы были успешно завершены. 16.05.2003 г. архиепископ Пантелеимон благословил все богослужения совершать в переданном в собственность приходу храмовом здании. Первая Литургия, совершенная во вновь обретенном храме служилась на праздник Благовещения. Для всех прихожан это был незабываемый день. Хотя храм еще полностью не был устроен, но необыкновенную радость, ликование испытывали все молящиеся и от того, что храм просторнее, светлее молитвенного дома и от того, что это историческое место первоначального храма.
Однако работы по восстановлению святыни на этом не прекратились. Для богослужений отведено было только полздания, а в другой половине продолжается реконструкция. В течение 2004-05гг. были устроены новая кровля и свод. Началось возведение колокольни. В 2004 году к празднику Входа Господня в Иерусалим, на пожертвования селян была приобретена новая звонница, состоящая из семи колоколов, включая благовест, вес которого 400 кг.
С 2004 года при храме действует Воскресная школа, воспитанники школы изучают основы Православной культуры, церковное пение, готовят театрализованные представления, которые показывают на сцене РДК, совершают паломнические поездки по Святым местам Ростовской области. Также при храме действует благотворительная трапезная, в которой нуждающиеся получают горячие обеды. Приход активно участвует в культурно-массовых, патриотических мероприятиях с. Покровское.
В 2007 г. над входом в здание была надстроена колокольня, в 2009 г. – надстроен барабан для будущего купола.
В 2011г. попечением Главы Неклиновской администрации А.И. Журавлева изготовлен и установлен основной купол храма. В этом же году завершилась реконструкция переданного здания. Архитектура храма полностью оформилась.
В течение 2012-13 гг. были сделаны наружные отделочные работы.

Использована информация: rostoveparhia.ru; winogradow.livejournal.com

На снимках: церкви: в с. А-Мелентьево; с. Покровское (в разные века)

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: