зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

ДЕТСКАЯ «КАТОРГА»

Каждый год родительское и педагогическое сообщество поднимает тему огромной перегрузки современных школьников массой нужных и не очень, но за какой-то надобностью втиснутых в школьную программу знаний. Однако воз, как говорится, и ныне там. Хотя, чем дальше, тем проблема перегрузок становится все острее – уже даже неспециалисты отмечают общее ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, рост заболеваемости болезнями нервной системы и дыхания среди школьников, отсутствие у многих детей стремления к личному общению и к играм на свежем воздухе, а так же все более усиливающуюся апатию и даже антипатию школьников к самому процессу получения новых знаний.

 Недавно я услышала одно из грустных детских объяснений, которым современные школьники попытались растолковать друг дружке свою нелюбовь к школе: «Наверное, те, кто придумал для нас эту каторгу, – очень злые люди, которые мстят нам и учителям за свое несчастливое детство? Просто мстят – иначе зачем им еще наваливать на нас все больше и больше?»

Груз уроков

 Сегодня практически любой родитель, глядя на своего ребенка, а, тем более, еще и занимающийся с ним дома уроками, скажет, что нагрузка на ребенка слишком велика. Но насколько «велика»? Давайте попробуем разобраться, подойдя к этому не просто оценочно, как это обычно делается, а доказательно, посчитав всю официально существующую школьную нагрузку? Итак, согласно требованиям нынешнего законодательства, максимальная недельная учебная нагрузка в школах при пятидневной учебной неделе не должна превышать (а по факту именно столько и составляет): для школьников 2-4-х классов – 23 академических часа (или 15,33 наших обычных, астрономических часа); для 5-х классов – 29 академических часов (19,33 астрономического часа); для 6-х классов – 30 академических часов (20 астрономических часов); для 7-х классов – 32 академических часа (21,33 астрономического часа); для 8-9-х классов – 33 академических часа (22 астрономических часа); для 10-11-х классов – 34 академических часа (22,66 астрономического часа).

 Груз «внеурочки»

 Но это еще далеко не все. Так же в рамках общих требований к образовательной деятельности все школьники посещают внеурочные занятия. Внеурочная деятельность, являясь частью образовательной программы, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами так же является обязательной.

 Для всех школьников, независимо от возраста, законодательно закрепленная нагрузка от внеурочной деятельности составляет 10 академических часов в неделю (6,66 астрономического часа). Формально в эту нагрузку входят курсы и мероприятия внеурочной деятельности, проводимые в рамках основной образовательной программы. Однако весьма часто внеурочная деятельность – это фактически те же самые уроки «сидя за партой», пусть чаще всего и безоценочные. Пересчитаем официальную общую (урочную + внеурочную) нагрузку на школьников в неделю: для школьников 2-4-х классов – 21,99 астрономического часа; для 5-х классов – 25,99 астрономического часа; для 6-х классов – 26,66 астрономического часа; для 7-х классов – 27,99 астрономического часа; для 8-9-х классов –28,6 астрономического часа; для 10-11-х классов – 29,32 астрономического часа.

 Груз
 домашних заданий

 Но и это еще не все! Согласно норм действующего законодательства, кроме урочной и внеурочной нагрузки, все школьники, начиная со 2 класса, обязаны ежедневно выполнять все полученные в школе домашние задания. Которые, по факту, даже в начальной школе, с учетом заданий по рисованию, музыке, окружающему миру и т.д., обычно занимают около двух-трех часов в день. Но мы не будем спорить и поэтому зачтём только нагрузку, разрешённую ныне действующими нормами СанПиН. Которыми на домашнюю работу отводится (в астрономических часах) в день максимально: во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – до 3,5 часов. В итоге недельная нагрузка, связанная с выполнением домашних заданий, составляет на одного школьника: для школьников 2-3-х классов – 7,5 астрономических часов; для 4-5-х классов – 10 астрономических часов; для 6-8-х классов – 12,5 астрономических часов; для 9-11-х классов –17,5 астрономических часов.

 Теперь подведём итоги. Итого у нас только официально закрепленная законодательством общая умственная нагрузка, связанная с образовательным процессом, составляет в неделю на одного школьника: во 2-3-х классах – 29,49 астрономического часа; в 4 классе – 31,99 астрономического часа; в 5 классе – 35,99 астрономического часа; в 6 классе – 39,49 астрономического часа; в 7 классе – 40,49 астрономического часа; в 8 классе – 41,1 астрономического часа; в 9 классе – 46,1 астрономического часа; в 10-11-х классах – 46,82 астрономического часа.

 «Каторга» или нет?

 А теперь, собственно, о «каторге», как о тяжелом, непосильном, изнурительном труде, в прошлом накладываемом на людей в качестве наказания. По нормам действующего ТК РФ, регулирующего «взрослые» трудовые, а не «детские» учебные отношения, для лиц старше 18 лет в нашей стране нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 астрономических часов в неделю, независимо от того, об умственном ли или о физическом труде идет речь. Для лиц до 18 лет; для получающих общее образование, либо занятых в педагогической сфере, она не должна составлять даже и этого объема.

 При этом тут же от 17-летнего школьника официально требуется без малого 47 часов полноценного умственного труда в неделю. От 10-летнего ребенка – почти 36 часов в неделю; на минуточку – это нагрузка профессионального педагога, работающего на одну ставку.

 После таких расчетов с конкретными цифрами уже не остается никаких вопросов, почему у нас столько детей ненавидят школу и учат уроки из-под палки. Не забывайте еще, что подавляющее большинство школьников за все время нахождения в школе – с 8 утра и до 15-16 часов дня (7-8 астрономических часов) – не питаются полноценно. Фактически первый прием пищи у них происходит дома, около 7 часов утра. Второй – в школьной столовой, в районе 9-11 часов утра. А далее многие школьники либо перебиваются фаст-фудом и сладостями, либо голодают до самого возвращения домой после 15-16 часов. Пока все врачи удивляются, откуда у подрастающего поколения с каждым годом набирается все больший «букет» болезней…

 Именно поэтому очень хочется, чтобы на изложенную проблему огромных перегрузок школьников, уже начиная с 5-6 класса официально сопоставимых с трудовыми нагрузками на взрослых, а в старших – их превышающими почти на целый рабочий день, обратили внимание депутаты и сенаторы Парламента России, специалисты Министерства просвещения, Министерства здравоохранения и Правительства Российской Федерации. А так же все надзорные ведомства и общественные врачебные и педагогические организации, призванные стоять на страже детского здоровья. Ведь эти перегрузки не только калечат здоровье детей, как психическое, так и физическое. Но и самого детства напрочь отбивают у школьников самое главное – желание учиться и любовь к новым знаниям; ежегодно лишая нашу Россию сотен тысяч так нужных ей гениальных и трудолюбивых специалистов…

Елена Мотыжева

P.S. Все иллюстрации к данной статье по нашей просьбе созданы нейросетью Kandinsky 2.2 от «Сбера».

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: