Сейчас в Матвеево Курганском районе, много пунктов выдачи Ozon, но знаете вы с чего начинался большой российский бизнес маркетплейсов. Предлагаю, подробно рассмотреть, историю возникновения онлайн-магазина Ozon.
Компания Ozon появилась в конце прошлого века в 90-х годах, её создателями являются 3 айтишника, которые изначально на аутсорсинге продавали свои услуги предпринимателям. Одним из таких бизнесменов был Дмитрий Рудаков, который назвал изначально сайт Amazon, но в результате мозгового штурма, слог «ma» был удален, а потом вскоре буква «А» заменилась на «О».
Действительно, говоря о названии онлайн-магазина, озон — это кислородная оболочка Земли содержится в верхних слоях атмосферы и защищает планету от жёсткого ультрафиолетового излучения Солнца. Озон образуется в атмосфере при грозовых разрядах, чем объясняется специфический запах свежести после грозы. С психологической точки зрения, на потребителя название онлайн-магазина действует, как триггер «воздух-кислород» то есть жизненно важный элемент.
Создатели маркетплейса проделали огромную работу по представлению книг и фильмов в сети. Все товары были поделены на группы по жанрам, были созданы материалы о книгах и фильмах и придуманы виртуальные персонажи. Помимо книг в магазине можно было приобрести музыкальные диски и фильмы на DVD. На тот момент Ozon работал, как настоящая редакция к каждой книге, фильму писались рецензии.
Проблемы возникали с реализацией товара. На тот момент не существовало электронных денег и банковских карт. Действующие в тот период магазины с онлайн-витринами работали по принципу постоплаты. Покупатель выбирал товар на сайте, бронировал его, самостоятельно приходил по указанному адресу для получения и оплачивал покупку наличными средствами.
Но такой способ не подходил для наших соотечественников, которые в те годы в большом количестве проживали за рубежом и нуждались в русскоязычной литературе. Спрос с этой стороны был немаленький. Но договориться с банками о подключении интернет-магазина к системе онлайн-оплат было невозможно. Лишь один из молодых сотрудников пошел навстречу стартаперам и выполнил их просьбу.
В апреле 1998 года на платформе был запущен новый сервис для авторизации кредитных карт. Позже он превратился в отдельную компанию Assist.ru, которая до сих пор успешно работает и обрабатывает каждый третий платеж в Рунете.
Благодаря участию в проекте эксперта по книжному рынку Николая Ютанова, в распоряжении команды были все необходимые базы данных о выпуске и продаже появлявшихся книг. Именно, это помогало всегда иметь на складе свежие новинки. Помимо этого, издательство предоставило для работы нескольких сотрудников, которые занимались описанием книжных изданий для сайта.
Продажа контрольного пакета акций привела к тому, что новые руководители захотели сами управлять бизнесом и не всегда считались с мнением основателей. Для них было главным выйти на окупаемость, что наносило ущерб интеллектуальному контенту бренда Ozon. Например, для привлечения новых клиентов совет директоров принял решение заказать рекламный ролик у маркетингового агентства. Его должны были показывать по телевидению. Сюжет рекламы был прост: голый парень ходил по магазину и выбирал товары, а в конце на экране появлялся заманчивый слоган «Найдется все». А вот бюджет на такую рекламу был выделен немаленький — 300000$. Основателям было сложно понять, откуда взялась такая сумма.
Через три года после сделки основатели Ozon вышли из проекта. К моменту выхода партнёров из бизнеса годовой объем продаж интернет-магазина составлял уже 3,85$ млн. Это было на 60% больше, чем в предыдущем. Однако проект до сих пор не выходил на самоокупаемость и оставался убыточным.
В начале, 2000-х магазин продолжил активно развиваться, ассортимент товаров существенно расширился. В марте 2000 года открылся первый офис и склад в Москве. Была организована курьерская служба. В 2005 году в продаже появились первые мобильные телефоны и электроника. А уже в 2007 году стала доступна возможность заказать семейные товары, одежду, товары для дома. В 2009 году был создан проект Ozon travel, который занимается продажей авиа и железнодорожных билетов. Он и сейчас продолжает успешную работу. В 2011 году в интернет-магазине появился новый раздел с обувью. В 2013 году Ozon.ru основал свой собственный бренд бытовой техники — Travola.
Таким образом, уже к 2011 году интернет-магазин стал очень востребованным и занял одну из лидирующих позиций на рынке.
Дизайн онлайн-магазина Ozon сочетание ярко-розового, а точнее малинового цвета и насыщенного голубого света, свидетельствуют о том, что голубой — это доверие и спокойствие. А насыщенный розовый это символ смелости, молодости и оптимизма, а точнее этот цвет, имеет широкое культурное значение. Он был связан с революционными преобразованиями, это как раз корнями уходит в историю создания бренда, который один из первых в России запустил продажу в Интернете.
Вот таким образом книжный магазин прошел путь от рецензий на книги до крупного маркейтплейса в нашей стране. Сегодня Ozon универсальный интернет-магазин, в котором можно найти практически все. Мечтайте, рискуйте и действуйте!
Гордиенко Ирина
Все статьи