Нынешний год может стать весьма важным для педагогов, школьников и родителей школьников всей страны. Спикер Государственной Думы Вячеслав Володин сообщил, что одним из приоритетных вопросов работы нижней палаты парламента и правительства России в нынешнем году станет вопрос пересмотра всей учебной нагрузки в школах и выработки новых решений этой давно назревшей проблемы.

Иллюстрация создана нейросетью Шедеврум
Ранее спикер так же заявил, что в среднем дети проводят за учебой по 8-10 часов в день, и это «носит уже чрезмерный характер». Среди факторов, влияющих на нагрузку, были названы: постоянное усложнение учебной программы; перегруженное расписание (до 8 уроков в день); необходимость ежедневного посещения факультативов, работа над индивидуальными проектами и дополнительное образование (еще 2 урока в день); объем и сложность домашних заданий; постоянная подготовка к контрольным и ЕГЭ; обучение во вторую смену или по субботам. Как рассказал Володин, усталость от процесса обучения эксперты отмечают уже у 80% детей. В результате чего уже начинает страдать их физическое здоровье, а у самого ребенка практически не остается сил и времени на увлечения или на живое общение с друзьями.
На заявления Вячеслава Володина отозвалась одна из родительниц Матвеево-Курганского района, согласившаяся на условиях анонимности описать процесс учебы своего ребенка.
– В школу ребенок ходит ежедневно к 8 утра, возвращается к 15.30. После 6 уроков и 2 обязательных «внеурочек». Которые, по факту, – точно такие же уроки. С 18 до 21.30 – ежедневное выполнение домашних заданий. Которые бывают уже по всему: даже по музыке или физкультуре, потому что по ним тоже есть учебники. В итоге из-за хронической перегруженности массой разнообразных заданий каждый день, у ребенка не остается времени и сил ни на полноценный активный отдых, ни на освоение возможных пробелов в той же математике или русском языке, когда стоило бы позаниматься дополнительно. Но… время потрачено на письменные домашние задания по музыке, биологии или английскому языку, на чтение параграфов по физкультуре, труду и рисованию.
При этом сами учебники – это просто ужас какой-то. Вроде бюджеты вкладывают огромные деньги, чтобы издать единые учебники, которые совпадали бы с рабочими программами и имели бы межпредметные связи, в которых было бы продумано постепенное освоение материала. Однако даже в новых учебниках дети все равно «скачут» по книге туда-сюда. Части тем в учебниках просто нет и их приходится осваивать «с потолка». Связи между предметами нередко вообще отсутствуют, а иногда еще и освоение тем идет с такими вопиющими пробелами, что любой адекватный человек может только руками развести! Вот, например, как в пятом классе можно научить детей складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, если необходимые для этого темы про НОД и НОК школьники изучают только в шестом? Однако авторов учебника и рабочей программы по математике для средней школы сей факт, похоже, абсолютно не смущает. Даже если учащиеся еще не проходили извлечение корня, распределительную функцию умножения, действия с отрицательными числами – они периодически спокойно вставляют все это в учебные задания! В результате чего ребенок, который потом вынужден решать все это дома, смотрит в задачу, как баран на новые ворота. И… хорошо, если есть родитель, который может все это объяснить. А если нет? Тогда только списывать готовое решение из интернета, «без прохождения через мозг». Тем более, что домашние задания по пяти-шести предметам в день – обычны для школьника, и, поскольку время до сна ограниченно, этот «конвейер» не ждет.
Про не нужные для грамотности даже даром академические дебри в учебниках русского языка, биологии и географии; слишком заумный, даже для взрослых, стиль изложения простых вещей в математике; из года в год откровенно депрессивный и наполненный самыми неудобочитаемыми произведениями со всего мира учебник литературы – скорее отбивающий у детей любовь к чтению, чем наоборот, – я вообще уже молчу. А ведь этот ворох базовых проблем еще и ежедневно приправляется сверху письменными и устными заданиями абсолютно по всем предметам – каждый учитель справедливо считает свой предмет важнейшим. И… щедро предоставляет ученику возможность заработать оценку. Тем более, что в системе создали для этого все условия, напечатав учебники даже по тем предметам, по каким, например, в СССР их отродясь не было. А так же добавив ко всем этим учебникам кучи «Рабочих тетрадей» «Тетрадей для самостоятельных и проверочных работ» и прочего – с уже готовыми письменными заданиями… Запихнув все это счастье в современные рабочие программы и расписания.
В результате разработчиков, авторов и издателей сей учебной литературы можно, конечно, поздравить – они хорошо заработали и ежегодно продолжают улучшать свое материальное благополучие. А вот родителям, детям и учителям работать со всем этим подспорьем совсем не весело. Потому что получить на выходе из школы разносторонне развитых, грамотных людей, после того, как их одиннадцать лет ежедневно заваливали тоннами нужных, нужных с натяжкой и откровенно ненужных знаний, очень проблематично. Ведь самое простое, что обычные родители и дети делают сейчас, чтобы просто не свихнуться всей семьей от всего этого ежедневного ужаса – сосредотачиваются на чем-то одном, что они считают наиболее важным. К остальному относясь спустя рукава, лишь бы не было двоек. Чаще всего это выражается в переписывании домашних заданий из «Готовых домашних заданий» в интернете. Не потому, что дети плохие или ленивые! А потому что усвоить все, что сегодня пытается запихнуть в голову ребенка школа, и при этом оставаться здоровым и счастливым человеком – физически невозможно. Неправильно питаться, хронически переедать, есть нездоровую пищу – это ведь не только про обычную еду… Но и про любую пищу духовную! Давно превратившуюся в школе в смесь фастфуда, контрафакта и здоровой еды. И всем этим детей не просто кормят – ежедневно насильно перекармливают, не давая даже времени на то, чтобы предыдущие порции могли хоть как-то усвоиться… И при этом бесконечно проверяя, проверяя, и проверяя ребенка и учителя всеми доступными способами – «эффективно ли отработала система», и много ли «остаточных знаний» сохранилось «на выходе». Однако «знания» ли получаются «на выходе»?
Очень хотелось бы, чтобы задуманную ГосДумой и такую необходимую всем реформу образования хотя бы в этот раз проводили практики – имеющие многолетний опыт работы с детьми педагоги. Знающие обо всех подводных камнях образовательного процесса. А не теоретики, которые не имеют никакого понятия не то что о проблемах школьного образования, но даже о физиологии людей! Ведь любому человеку, чтобы полноценно учиться или работать, обязательно нужен отдых. Пауза, необходимая на обработку, усвоение и преобразование любых знаний. И эта пауза – не сон! А альтернативная деятельность: хотя бы простая физическая активность в виде прогулок или домашней работы – если требуется «усвоить» результаты умственного труда, и спокойная умственная – если «перерабатывать» нужно физическую усталость. Причем такое «усвоение» – это ведь по времени процесс не меньший, а то и больший, чем «попадание в рот», «пережевывание с проглатыванием» и «переваривание» знаний, вместе взятые!
Это же касается и учителей. Ну не может учитель, хоть стреляйте меня, полноценно работать на две-две с половиной ставки! Ему в Советском Союзе 18 уроков в неделю (и не больше) не потому давали, что «не понимали, что можно больше нагрузить». А потому, что как раз понимали: учитель только тогда сможет работать в полную силу, когда у него больше половины рабочего времени в неделю будет освобождено от необходимости ходить на уроки! Ибо для результативного труда время вне уроков ему необходимо тратить на творческое осмысление результатов своей работы: на придумывание новых подходов к детям, новых способов обучения, интересных направлений, интересных заданий, поиск и совершенствование. Расслабившись и получив время на переосмысление, на «усвоение» своего труда, учитель сможет на 18 уроках дать конкретным детям и стране в целом гораздо больше, чем он сейчас выдает на 36-40 уроках, хронически издерганный и выжатый, как лимон… Эта простая истина о физической необходимости для людей полноценных пауз, кстати, ко всем людям умственного труда относится! А не только к школьникам или учителям… Потому и хочется, чтобы «технически» реформу, озвученную Володиным, проводили бы не теоретики околошкольных наук из минпросвещения или пишущие учебники академисты, ни разу в жизни не видевшие живых детей. А именно практики вроде учителей из советского еще фильма «Доживем до понедельника», каждый день мучающиеся вместе с учениками над переиздающимися из года в год распоряжениями, приказами, рабочими программами, учебниками и тетрадями. Содержащими при этом одни и те же из года в год не решаемые проблемы…
Все статьи