зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Необычная комната

Эмоциональное состояние человека в современном мире имеет огромное значение. Психотерапевты и психологи разрабатывают методики, направленные на устойчивость нашей психики к повседневным стрессам. В решении различных психологических проблем очень хорошо себя зарекомендовала «сенсорная комната». Впервые это понятие ввела итальянский педагог, доктор и учёная Мария Монтессори. Целью данной комнаты было создание обучающей среды, в которой будут присутствовать предметы, направленные на стимуляцию различных органов и ощущений. На самом деле, это очень интересная и познавательная методика. Многие органы человека довольно часто остаются не задействованными или находятся, в так называемом, «спящем режиме» – «сенсорная комната» способна их разбудить. Её пространство зонировано умным образом: каждый участок комнаты направлен на стимуляцию определённых органов чувств. Эта идея, как вы понимаете, не нова, но, к сожалению, в повседневной жизни мало кем используется. Этот метод очень хорошо себя зарекомендовал, прежде всего, в отношении детей, у которых существуют проблемы с учёбой.

 Итак, что же такое сенсорная комната и в чём её особенность и привлекательность для каждого из нас?

Как сообщает источник almaua.com, «Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.

 Применение стимуляторов сенсорных систем помогает развивать их функции:

• Стимуляция зрительного аппарата – помогает структурам глаза быстрее адаптироваться к цветам, освещению разной интенсивности.
• Стимуляция слуха – помогает различать звуки разной тональности.
• Стимуляция тактильных ощущений – обогащает опыт, делает индивидуальную «картину мира» ребенка богаче.
• Стимуляция вестибулярного аппарата – тренирует скорость реакции, ощущение себя в пространстве, равновесие.

Чем полезна
сенсорная комната?

 Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей зависит от сенсорного развития. Человек реагирует на происходящее внутри организма и окружающую среду органами чувств. Они отправляют нервные сигналы в центральную нервную систему (ЦНС), а ее функции регулирует головной мозг. Чем больше различных сигналов от органов чувств получает ЦНС, тем больше создается нейронных связей, следовательно, развивается мозг ребенка.

 Благодаря процедурам стимуляции различных сенсорных систем, мы можем добиться таких эффектов:

• Расслабление – снятие мышечного и эмоционального напряжения.
• Стимуляция сенсорного восприятия и двигательной активности.
• Развитие концентрации и управления вниманием.
• Повышение положительных эмоций за счет стимулирования психической и познавательной активности.
• Развитие правого полушария головного мозга, а значит – творческих способностей, воображения, интуиции.
• Коррекция и восстановление зрительно-моторной координации.
• Коррекция и восстановление рецепторной чувствительности.
• Коррекция психических состояний – снижение агрессии и тревожности.
• Профилактика умственного и физического переутомления.

Где применяется сенсорная комната?

 Комнаты психоэмоциональной разгрузки применяются в различных детских учреждениях. Они стимулируют активность детей с низкой мотивацией к учебе, аутичными или психомоторными расстройствами и расслабляют деток с повышенной агрессией, тревожными расстройствами, гиперактивностью.

Для садика

 В детских садах комнаты предназначены для развития детей, формирования «картины мира». Занятия проходят в игровой форме, чередуя активную стимуляцию с расслаблением. Сенсорные комнаты в детских садах обустроены сухими бассейнами с разноцветными шариками, воздушно-пузырьковыми колоннами, интерактивными панелями с сенсорными датчиками, мягкими пазлами, конструкторами, звуковым оборудованием, бескаркасной мебелью.

Для школы и школы-интерната

 В школах и интернатах организовывают специальные игровые комнаты, обустроенные мягкой мебелью, развивающими играми, проекторами, музыкальной системой, прочими обучающими устройствами. Занятия нацелены на то, чтобы дети расслаблялись после учебного процесса, не теряли мотивацию к обучению.

Для больниц

 Для больниц помещение сенсомоторной стимуляции организовывают в целях реабилитации детей при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, психологических расстройств. Они оснащенные ортопедической мебелью, сухими бассейнами, сенсорными панелями, массажными тренажерами.

Для кабинета психолога

 В кабинетах психолога организовывают пассивные, релаксационные комнаты. В них ребенок может почувствовать себя в безопасности, привести эмоциональный фон в порядок. Они эффективны для развития сенсорного восприятия детей с аутичными расстройствами.

Типы сенсорных комнат

 Эффект восстановления гармонии с собой и с окружающим миром достигается использованием двух основных видов деятельности:

• Активной – стимуляция умственной, физической активности в обучении и играх, с использованием тонизирующих стимулов.
• Пассивной – нахождение в среде, стимулирующей кинестетическое восприятие – чувства, эмоции, тактильность, с использованием расслабляющих стимулов.

Юлия Игоревна Сарычева

Сенсорная комната
в Неклиновском районе

 В 2021 году в Неклиновском районе в селе Покровское в Центре внешкольной работы была открыта сенсорная комната, предназначенная для воспитанников творческих объединений ЦВР. Педагог – психолог высшей категории Юлия Игоревна Сарычева в интервью нашей газете рассказала, как проходят занятия в комнате, какова их цель и для кого они будут полезны.

 «Сенсорная комната, в которой проходят наши занятия, оборудована:

 Воздушно-пузырьковая панель позволяет развивать сенсорику. Это процесс, во время которого формируется представление о свойствах различных предметов. Развиваются органы чувств, зрения, слуха, осязания. Так же установка для ароматерапии ЭФА позволяет развивать обоняние. В ароматерапии используются эфирные масла с хорошо выраженными лечебными свойствами. Они помогают расслабиться, справиться с эмоциями и перепадами настроения, уменьшить стресс и т.д.

 Кресла для релаксации в виде мешков и терапевтические кресла, напоминающие куб, способные собираться и разбираться, позволяют во время занятий расположиться максимально удобно, что очень важно для результативности проведения занятий или консультаций.

 Сухой бассейн с прозрачными шариками предназначен для точечного массажа, который положительно влияет на опорно-двигательный аппарат ребенка. Имеет сенсорный, расслабляющий эффект.

 Мягкий кубик с пучком волокон с источниками света придает визуальную, тактильную стимуляцию, чувство спокойствия. Его можно трогать, держать в руках.

 Панель развития для опорно-двигательного аппарата «Спираль» – тренажер представляет собой деревянную прямоугольную панель с бороздками, выполненными в форме двух фигурных линий. Помогает фокусировать внимание, снижает тонус мышц, постепенно расширяет возможности ребенка.

 Стол световой для рисования песком с подсветкой. Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а также работу мозга. Приятный на ощупь песок даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.

 Тактильная дорожка: в наборе семь различных панелей. Прогулка по такой дорожке босыми ногами обогащает тактильный опыт ощущениями, вызванными покрытием из искусственной травы, наждачной бумаги, металла, плюша, гальки, массажного коврика из резины, оргстекла. Способствует развитию тактильного восприятия ступней ног, развитию внимания и речи, профилактике плоскостопия, закаливанию организма, оказывает общее оздоровительное воздействие.

 Сенсорная комната будет полезна всем: от мала до велика. Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для тех, кто их не имеет. Кроме того, в сенсорную комнату могут обращаться специалисты, работающие с людьми и испытывающие существенную психологическую нагрузку. Работа со взрослыми людьми, педагогами, в основном, проходит индивидуально, педагоги обращаются с запросами для решения эмоционального выгорания, снятия накопленного стресса и просто за консультацией к психологу.

 Работа с детьми проходит как в группах, так и индивидуально. Маршрут работы разрабатывается под каждую группу или под конкретного ребенка, в зависимости от запроса. Индивидуально мы корректируем страхи, эмоциональную напряженность, личные проблемы, травмы и даже фобии.

 В группах мы корректируем взаимоотношения между обучающимися, учим справляться с агрессией и эмоциональным напряжением.

 Так же 6 октября 2022 г. Центр внешкольной работы и сенсорную комнату посетили первый заместитель губернатора Ростовской области И.А. Гуськов и министр общего и профессионального образования региона А.Е. Фатеев, оценили работу сенсорной комнаты и пообщались с педагогом-психологом ЦВР лично».

 Юлия Игоревна дала понять, что процесс коррекции психологического состояния может быть весьма комфортным. Не нужно дожидаться, когда тревоги и стрессы вас захлестнут с головой, тем более, если речь идёт о маленьких детях и подростках. Советуем обратиться к специалисту, который поможет определить причину эмоциональной неустойчивости или других проблем, имеющих психологический характер, и подобрать ключи решения, необходимые в каждом конкретном случае. В современном мире, несмотря на множество сложностей, существует огромное количество возможностей – так почему бы ими не воспользоваться?!

Ксения Кизеева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: