Продолжение книги о говоре, истории и культуре Примиусья. Начало - в номере 27-29.
История миусского казачества
Так откуда же малороссийские культурные традиции и малороссийская балачка взялись на Миусе? Причины их появления и массового распространения кроются в истории освоения Россией миусского края. Долгие века Примиусье было предметом споров между донским и запорожским казачеством, а так же между Российским государством и Османской империей в лице вассального ей Крымского ханства. Бесконечные войны и отсутствие в этой местности постоянной государственной власти не позволяли осваивать территорию Примиусья иначе, чем в виде кочевого или временного (на один-два сезона) хозяйства.
Казак Мамай - герой народного эпоса запорожского казачества
При этом первые и с течением времени все более настойчивые попытки такого освоения миусских земель еще в XVII веке начали предпринимать именно выходцы из Запорожья. Они вели на Миусе свое хозяйство: выращивали арбузы и дыни, ловили и вялили рыбу, имели пасеки и зимовники для скотоводства, заготавливали для нужд Войска в верховьях Миуса и Крынки лес. Уйти из этих мест запорожцы были вынуждены лишь под давлением войск Петра Первого, что произошло после разгрома булавинского восстания на Дону.
Переселение черноморских казаков на Кубань. Художник Г.Т. Квашура
Однако еще в 1696 году перед Петром I, овладевшим Северным Приазовьем, встала задача масштабного освоения присоединённых к России новых земель. Для чего, вследствие нехватки как свободных людей, так и денежных средств, было решено привлекать запорожцев – об этом сообщают опубликованные в 2013 году Южным научным центром РАН материалы Международной научной конференции «Украинцы юга России: проблемы истории, культуры, социально-экономического развития». В сентябре 1698 года в гирле Миусского лимана воевода А.П. Салтыков построил первое на Миусе официально зарегистрированное поселение – город-крепость Миус (ныне – село Беглица Неклиновского района). В июне 1699 года в поселении проживало уже 705 казаков. Согласно данным проведённой тогда же переписи, абсолютное большинство этих переселенцев были выходцами с территории Слобожанщины: Харьковской, Сумской и Белгородской областей. Остальные, по убывающей – жители городов Левобережья и Правобережья Днепра и городков Войска Донского в бассейне Дона и Северского Донца. Обращает на себя внимание примечательный факт: даже те казаки крепости, которые формально считались донскими, по рождению были запорожцами, только ранее вступившими в ряды Войска Донского. Атаманом миусской крепости стал уроженец Луганского городка Исай Соболь.
Миусские казаки под руководством Исая Соболя стали основателями и первого населенного пункта на территории Матвеево-Курганского района – Крынкской слободы, находившейся недалеко от места слияния Миуса и Крынки. Согласно данным диссертационной работы кандидата исторических наук П.А. Авакова «Северо-Восточное Приазовье в составе Российского государства в конце XVII – начале XVIII в.: завоевание, колонизация и управление», в 1707 году в Крынкской слободе проживал 171 человек мужского пола, в том числе - 71 взрослый казак и 70 детей. Возглавлял живших в слободе казаков атаман Иван Калаберда, чья фамилия в дословном переводе позволяет предположить, что его род происходил из окрестностей города Бердянска Запорожской области, где протекает одноименная река. После поражения России в Русско-турецкой войне 1710-1713 годов, бывшие запорожские казаки, на этот раз уже вместе с правительственными войсками, вновь вынуждены были покинуть территорию Примиусья, уйдя далеко на север, под Воронеж.
Семеновская крепость в устье Миуса. 1698 год
В конце первой трети XVIII века запорожцы опять все настойчивее пытаются, как и век назад, вести на Миусе временное хозяйство. Однако к этому времени на богатые лесом, плодородной землей, дичью и рыбой миусские земли претендует уже и донское казачество. Конфликт между двумя Войсками длился до 1746 года, когда в результате длительных споров, жалоб и даже погромов, Сенат Российской империи принял решение установить границу между Войском Донским и Запорожским по реке Кальмиус. Все, что лежало на его левом берегу, было велено относить к донским землям, а то, что находилось на правом – к запорожским. Однако даже официальное размежевание не останавливало выходцев из Малороссии и Войска Запорожского от переселения в малоосвоенные, но более богатые ресурсами и перспективные для жизни (в сравнении с остальным Приазовьем) места. Историк Д. И. Яворницкий в своей книге «История запорожских казаков» пишет: «В урочище устья реки Миуса, при впадении в Азовское море, близ Таганрога, в теперешней слободе Николаевке Ростовского уезда, в 1769 году 500 душ семейного запорожского казачества, по распоряжению Коша, основали три слободы – Николаевскую, Троицкую и Покровскую. Общими силами в средней слободе, Троицкой, устроили часовню и к ней пригласили из Таганрогской крепости священника Никифора Фёдорова».
Картина «Село Троицкое в старину». 2010 год. Художник В. Мамичев. РКМ Матвеево-Курганского района
Массовая же колонизация территории миусского края малороссами относится к последней четверти XVIII века, когда в правление Екатерины II началось активное заселение Приазовья и Северного Причерноморья, окончательно присоединённых к России в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Раздача в Примиусье донской казачьей старшине земельных наделов в награду за ратные подвиги потребовала переселения на пустующие земли жителей из других регионов Российской империи. Для заселения плодородных миусских земель приглашались все желающие и завозились крепостные крестьяне из других губерний страны. Но первыми массово здесь появились именно малороссы, прибывшие с территории ликвидированного Екатериной II в 1775 году Запорожского Войска.
Стараниями государства огромное количество представителей черниговского, запорожского (а после – и черноморского) казачества в 1775-1795 годах целыми куренями и станицами переселялось на Кубань. Однако часть переселенцев оседала в Примиусье, по пути следования, где на тот момент уже существовали малороссийские поселения, ранее основанные выходцами из Запорожской Сечи.
О масштабах колонизации Миуса малороссиянами можно судить по выдержке из статьи «Малороссияне и становление крестьянского населения в Приазовье и на Дону в XVIII – начале ХIХ в.в», размещенной на портале studopedia.ru: «Если до 1775 года в бассейне Миуса имелось всего 4 хутора (Покровское, Троицкое, Николаевка и Неклиновка), то к 1780 году было образовано еще 24, через пять лет – еще 6, к 1790 году – еще 21 хутор, по прошествии 10 лет здесь появился еще 41 крестьянский хутор. Всего к 1800 году в Миусском округе появилось 103 новых хутора, населенных, как правило, малороссиянами. Причем, это были уже крупные хутора, по много сотен человек в каждом».
Ревизская сказка по слободе Алексеевке Миусского округа, Земель Войска Донского, 1794 год
Историческим примером, подтверждающим факт кровного родства между миусским и кубанским казачеством, является Ревизская сказка 1794 года, хранящаяся в Государственном архиве Ростовской области, копия из которой любезно предоставлена автору миусским краеведом Николаем Дядиченко. В этом историческом документе, содержащем сведения обо всех тогдашних жителях слободы Алексеевки Миусского округа, есть сведения о семье Страшевских – одной из самых распространённых в Матвеево-Курганском районе фамилий. В семье Семёна Васильевича и Екатерины Фоминичны Страшевских, судя по Ревизской сказке, было пятеро сыновей и одна дочь. Вот какие сведения о них приводятся в документе: «Семён Васильев Страшевский, 50 лет. Поступил в Черноморское войско в казаки (в) 792 году. Его жена Екатерина Фомина, 40 лет. ЧМРВ – 794 год. У них дети, записанные в последнюю, предыдущую (в 1781 году – прим. Авт.) ревизию: Лаврен, 22 лет; Михаил, 20 лет; Григорий, 18 лет». На следующей странице Ревизской сказки – продолжение: «Ефим, 9 лет; Никифор, 6 лет. Поступили в Черноморское войско в казаки (в) 794 году. Дарья. Выдана Ал.(ексеевской) слободы за малороссиянина».
К сожалению, история не сохранила сведений, откуда именно семья Страшевских прибыла на Миус ранее 1781 года, к моменту предыдущей подушной переписи. Можно лишь с большой долей уверенности предполагать, что переселенцы были малороссами. Ведь в 1787 году российским правительством из частей ранее расформированного Войска Запорожского, оставшихся верными России, было создано Черноморское войско. Основу которого как раз и составили малороссы, ранее относившие себя к запорожскому казачеству.
В 1792 году Черноморское войско начало организованное переселение на Кубань, где казаки всего за два года основали 40 первых куреней с центром в городе Екатеринодар (ныне – Краснодар). Путь переселенцев с берегов Южного Буга и Днестра, а так же из других районов Малороссии (Черниговщины, Полтавщины и Черкасс) в эти годы тоже проходил через Примиусье...
Елена Мотыжева
(Продолжение следует).