зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Железная дорога – это навсегда!

 В воскресенье 4 августа в нашей стране отмечают свой профессиональный праздник все железнодорожники России. Накануне Дня железнодорожника наша газета взяла интервью у человека, отдавшего железной дороге 37 лет неустанного труда. Бывший начальник станции «Матвеев Курган» Валентина Ивановна Сапрыкина рассказал нам о своей профессии и о том, чем порой для простого человека становится железная дорога.

Супруги Валентина и Виктор Сапрыкины вместе отдали железной дороге 62 года

 – Валентина Ивановна, как получилось, что Вы связали жизнь с железной дорогой?

 – У меня старшая сестра работала дежурной по станции в Неклиновке. Благодаря ей 23 августа 1978 года я тоже пришла на железную дорогу работать сигналистом. Потом меня отправили учиться в Артемовск, поскольку наш участок тогда относился к Донецкой железной дороге. После учебы я пришла трудиться на станцию «Закадычное», где работала до 1984 года. А затем перешла в Матвеев Курган. Тогда начальником станции здесь была Зинаида Ивановна Козинцева, в этом году 18 сентября ей будет 90 лет… Она, кстати, и стала позже моим наставником. Когда уже я сама стала начальником станции «Матвеев Курган», то всегда с нею советовалась, всегда с нею обговаривала какие-то проблемы.

– У нас ведь в то время была большая станция?

 – Раньше у нас была станция 3 класса, трудовой коллектив которой составлял до ста человек! Потом, после 1991 года, когда возникли границы и начались присоединения-разделения, потихоньку стал таять и наш коллектив. Сначала составителей забрали из Матвеева Кургана на Марцево, потом – вагонников, потом – остальных…

1980-е. Мотовоз МД54-4 на линии Матвеев Курган - Красный Бумажник,                                       проходящий под железнодорожным мостом в Матвеевом Кургане

 – Трудное время было?

 – Ситуация усугублялась еще и тем, что многие предприятия района в то время прекратили работать вовсе или были заняты проблемами выживания. В итоге услуги по перевозке грузов железной дорогой стали невостребованными. В том числе и потому, что предприятия переходили на автотранспорт. Сейчас процесс потихоньку пошел в обратную сторону, насколько я знаю. Начали расти погрузка и выгрузка – значит, станция потихоньку оживает.

 – Сложная ли это работа – начальник станции?

 – Конечно, сложная. На мне были все оперативные совещания, планерки, составление планов работы: сколько погрузить ежедневно, сколько выгрузить. Надо было расписать все для каждой смены: элеватору – столько-то вагонов загрузить, столько-то – выгрузить, нефтебазе – подать столько-то цистерн под разгрузку, забрать от нее – столько-то. Плюс, кроме грузовых, еще и пассажирские перевозки, ведь тогда на нашей станции останавливались не только электрички, но и пассажирские поезда дальнего следования… За их благополучные прибытие-отход тоже отвечал начальник станции.

 Начальник станции на станции за все отвечает вообще за все – от входа на ее территорию, до выхода, как говорится.

Начало 2000-х. Коллектив железнодорожной станции Матвеев Курган

 – Нервная работа?

 – Когда случались авралы или начинались какие-то сложные моменты в жизни нашей страны – то очень нервная. У меня к 2007 году остались из коллектива пять человек: я – начальник станции, четыре дежурных по станции и два приемосдатчика. Это после всех оптимизаций, связанных с тем, что грузов на станцию перестало приходить много… Но «почти все время мало» – это не значит, что их мало всегда. Иногда все-таки бывает такое время, что грузов на станцию приходит не просто «много», а очень много. Бывало так, что я уходила домой уже за полночь. А в пять утра уже надо было вставать, потому что в шесть начиналась новая выгрузка. Хорошо еще, что у меня муж – железнодорожник и мог мне помочь… Приходят, например, ежедневно на станцию новые «вертушки» – это такие вагоны, в которых возят щебень. А у меня приемосдатчик на полставки работает, с часу дня. Что она может записать о том, сколько через станцию прошло погрузки и выгрузки, если мы начали работу с шести утра? И вот мне в итоге и приходилось все фиксировать самой: сколько прошло, сколько груза выгрузили, кому и куда отдали. Ведь вагоны обычно приходят, разгружаются и уходят обратно на Марцево… Поэтому я до сих пор благодарна мужу, что он понимал и помогал мне, чем мог, и вместе со мной каждый день ходил по всем путям, чтобы я могла успеть все учесть и переписать.

 В советские времена у начальника станции был свой заместитель, у приемосдатчика был старший приемосдатчик, у товарного кассира – старший товарный кассир. И можно было что-то с кого-то спросить. А когда ты один и у тебя в подчинении только два человека, которые трудятся на полставки, тогда все приходится делать самой. И бегать по путям, и переписывать вагоны, и оформлять все…

1980-е. Коллектив железнодорожной станции Матвеев Курган на Первомайской демонстрации

 – На железной дороге тоже, выходит, произошла «оптимизация»?

 – Сначала нас передали Таганрогу, потом Ростову, Москве. И всем казалось, что здесь никакой особой работы нет… Вот и убирали людей. Сейчас вроде бы начали обратно возвращать людей. Расширять штат. В каких это произойдет масштабах – не знаю. Но хотя бы приемосдатчиков перевели обратно на ставку, с 8 до 20 часов, как раньше. Но, опять же. Оставили опять-таки всего двоих…

 – Вы с мужем, раз он – железнодорожник, наверное, на работе познакомились?

 – Нет, мы с ним из одного села, из Большой Кирсановки, в одну школу ходили. Только он на два года старше был… Он работал в МСО. Но когда начались все экономические проблемы с предприятиями в районе, в 1992 году пришел на железную дорогу. Здесь как раз были нужны люди. Ну он и отработал в РЖД 25 лет. А я – 37.

 – Наверное, много наград имеете за свой труд? Все-таки, без малого сорок лет отдали железной дороге!

 – Нет, я не имею никаких наград. Раньше, при Союзе, нам давали звания «Почетный железнодорожник»: Николай Алексеевич Сукач, Валентин Иванович Липовой – были у нас почетными железнодорожниками. А потом, в девяностые и позже, все это как-то прекратилось… И звание «Ветеран труда» у нас не давали – для этого надо было в администрацию района идти и самой оформлять. А я вот не пошла: и некогда было, и относилась к тому, что надо самой себе звания оформлять – как-то не слишком… Вот и не оформила.

 – Вспоминают ли о Вас, о людях, ушедший на заслуженный отдых, в РЖД?

 – Да, у нас есть «Совет ветеранов РЖД» в Таганроге. И в юбилейные даты мы все друг друга поздравляем. И нам выделяют денежное поощрение в качестве подарка…

 – Сейчас станцию обнесли забором по требованию законодательства. Народ, который раньше ходил пешком через железнодорожные пути в больницу, теперь не очень доволен…

 – Этот вопрос поднимался еще в то время, когда я работала. Люди писали и требовали переходной мост или переход в этом месте. Вызывали специалистов самых разных ведомств. И на меня, как на начальника станции, ложилась в итоге большая часть всей нервотрепки… Ведь этот забор еще тогда собирались ставить! Тем более, что там невозможно было построить мост из-за кривизны участка и слишком узкой полосы земли, принадлежащей железной дороге. А переходные мостки прямо по земле в этом месте тоже было невозможно – там горловина, в которой находятся сразу несколько железнодорожных стрелок…

 – Теперь все равно все идут через подземный переход.

 – Этот переход я тоже запомнила на всю жизнь. Его строительство велось, в том числе, с привлечением на субботники всех железнодорожников. И мы, молодые тогда, по выходным своими руками носили на носилках ту самую плитку, которой выложены стены подземного перехода…

 – А молодежь приходит сейчас на железную дорогу?

 – Приходит. Сейчас, наоборот, там, говорят, почти все молодые работают. Молодежи много.

 – Вы про своих учителей в профессии упомянули. А сами-то учеников себе на смену успели воспитать?

 – Конечно. Например, Аня Пигуль и Юля Стецура. Анечка по Таганрогу была дежурной по станции, а сейчас перешла на металлургический – теперь там дежурная по станции. Юля была вместо меня и дежурной, и начальником нашей станции. Потом стала ревизором всего нашего участка. А потом ее повысили, на Ростов забрали… Я с благодарностью всех вспоминаю, в том числе, и всех своих учителей. Римму Михайловну Кириенко – она тоже была дежурной по станции. Именно у нее, кстати, я училась я всем азам. Я ведь прошла вообще все ступеньки: и сигналистом была, и приемосдатчиком, и дежурным по станции, и начальником станции.

 – В Закадычном работу помните?

 – В Закадычном было проще – всего три пути, восемь стрелок. Зато там ходил классный вагон, возил учеников в школу. И я, когда стала отвечать за станцию, тоже за него отвечала. И вагон-клуб, он у нас на запасном пути стоял. И за воду питьевую, которую в цистернах привозили на Закадычное и на Успенку.

 – Я помню ученический вагон. Много детей тогда в школу возили именно на нем.

 – Да, много. Из Закадычного, из Красного Бумажника… В классном вагоне Люся Калинина была проводником и еще одна женщина из Иловайска… Детей утром привозили, а в обед обратно отвозили и ставили его на запасной путь. Раньше там была еще и площадка у магазинов «Мебельного» и «Лаки-краски». И площадка Надеждинской птицефабрики, им туда выгружали комбикорма и мел для птицы… А на противоположной стороне была площадка «Сад-Базы» и Бумфабрики.

 – Какое огромное было хозяйство!

 – Жилья много строилось для железнодорожников. В основном, на улице Почтовой строились многоквартирные дома. Но и на Комсомольской тоже были квартиры… Энергетики, путейцы, машинисты – все получали тогда жилье. У станции была собственная амбулатория для сотрудников. Пекарня своя была, выпечка которой считалась лучшей в округе, магазин «Железнодорожный», столовая для работников, «Дорресторан», в котором всегда банкеты отмечали! Такое хозяйство было огромное… Есть, что вспомнить.

 Но, как говорится, все течет, все изменяется, и железная дорога – тоже. У меня был еще один учитель по работе, Лидия Филипповна Скороход, так она говорила: «Ой, чертова работа! Не даст нам молодежь даже до пенсии доработать!» И вот уже и Лидия Филипповна на пенсию пошла, и мы, такие молодые тогда, на пенсию пошли. А железная дорога как работала, так и работает. И – время пройдет – все равно будет работать! Железная дорога – это навсегда. Ведь без нее – никак! Поэтому от имени «Совета ветеранов ОАО «РЖД» от всей души поздравляю всех своих коллег с профессиональным праздником – Днем железнодорожников! Пусть все ваши дороги ведут к заветной цели! Пусть дома вас всегда понимают, ждут и любят, а ваша работа приносит вам удовольствие. Пусть вы, ваши близкие и друзья всегда будут здоровыми и счастливыми! Мира вам и добра!

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий:
Написать нам
Довольны ли вы качеством получаемой медицинской помощи в государственных больницах

Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Не обращаемся

Комментировать

Новости

25.01.2025 Юрий Слюсарь рассказал студентам, где найти работу на Дону
Глава региона поручил до 1 марта подготовить перечень предприятий и организаций всех отраслей экономики, которые готовы пригласить на работу студотрядовцев.
24.01.2025 Малокирсановское сельское поселение: активная борьба с мусором
24.01.2025 Обновление дорог в рамках программы «Инфраструктура для жизни»
25.01.2025 В Ростовской области начала работать региональная экспозиция выставки «Россия»
25.01.2025 Всесезонный глэмпинг для семейного отдыха благодаря государственной поддержке развивается в Семикаракорском районе
Всесезонный глэмпинг «Три Воды» на берегу Дона заработал в станице Кочетовской Семикаракорского района в конце 2023 года. Вся инфраструктура для него: 11 купольных домов на сваях ресторан, бассейн, банный комплекс, детская зона, – была построена всего за восемь месяцев.
25.01.2025 Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимир Устинов в Татьянин день поздравил всех студентов
Все новости
Группа ВКГазета Деловой Миус в Telegramэл. подпискаОбластной спортФутбольный обзорРасписание электричекРасписание автобусов