зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

Царицыны самовары

 Традиция «чаёвничать» у русского народа зародилась давным-давно с появлением первого самовара. Несмотря на то, что испокон веку именно Тула носит громкое звание «самоварной столицы», первый самовар появился на Урале в 1730 году. А вот в Туле самовары стали изготавливать, начиная с 1778 года. Вариаций на тему самоваров уйма: изначально они предназначались для кипячения воды к чаю, позже их функционал расширился, и самовары начали использовать для варки пищи, для варки кофе, для приготовления чая в дорожных условиях, для трактиров и уличной торговли.

В широкий обиход нашего народа самовар вошёл во второй половине XIX века. Самовар был обязательным атрибутом дворянской семьи, показателем её особого статуса, поскольку позволить себе чай, напиток по тем временам достаточно дорогой, могли не все.

 Самовары, в большинстве своём, отличались друг от друга материалом и внешним видом. Мастера самоварного производства в своей работе использовали медь, латунь, латунь никелированную, накладное серебро и сплавы серебра и меди, сплав «белый металл». Благодаря своим физическим свойствам и относительно низкой теплопроводности проверку временем прошли латунь и латунь никелированная. По большому счёту, фабриканты могли проявить свою фантазию и продать изделие дороже, только расширив ассортимент выпускаемой продукции и сделав самоварный фасон оригинальным! Интересным является тот факт, что зажиточные фабриканты могли позволить себе иметь прейскурант, благодаря которому у нас есть возможность, уже в наши дни, оценить номенклатуру изделий.

 Как сообщает источник samovarmuseum.ru, «По сохранившимся прейскурантам некоторых фабрик можно сделать вывод, что на этих фабриках выпускали все известные к тому времени фасоны (вазы, рюмки, шары, яйцевидные). Отличие самоваров различных фабрик было в деталях: П. Н. Фомин часто использовал гравировку для декорирования, у наследников В. С. Баташева – оригинальные рельефные орнаменты типа «Рококо», «Ренессанс», у И. Ф. Капырзина – несколько вариантов самовара «Паук» (шар на трех высоких ножках), у братьев Шемариных – огромное количество вариантов самовара-рюмка. О других производителях ничего подобного сказать нельзя из-за отсутствия таких прейскурантов.

 Размеры самоваров даже одного фасона у разных фабрикантов различались. Кустари, обслуживающие эти фабрики, изготавливали детали по заданным размерам, которые подходили только к определенному фасону определенной фабрики. Сборка на фабрике происходила вручную. Сборщик работал индивидуально с каждой самоварной стенкой, подгоняя и прилаживая к ней все детали. Так, что даже самовары одного фасона и типа в размерах имели небольшие различия, ведь сборщик опирался только на свой глазомер и опыт».

 История самовара насчитывает несколько веков. Время берёт своё, и традиция заваривать чай из самовара постепенно уходит в прошлое. Хотя среди нас до сих пор находятся ценители русских традиций, которые, несмотря на прогресс, остаются им верны. Таких людей единицы, но они есть. Есть и другая категория – ценители-коллекционеры, благодаря им многие из нас имеют возможность перенестись в прошлое и почувствовать единение со своими предшественниками. Нина Александровна Беспрозванных, проживающая в селе Новобессергеневка – заядлый коллекционер, коллекционирующий не только самовары, но и старинные иконы, рушники и дамские сумочки.

 Нина Александровна – сибирячка, приехала в село относительно недавно. За это время её дом обжился огромным количеством вещей! Интересов у женщины много: будучи творческим человеком, Нина Александровна в каждом объекте видит предмет искусства. Почему бы и нет? Яркая, неординарная личность может позволить себе многое! У Нины Александровны даже сценический псевдоним говорит о её стойком характере и внутреннем богатстве – Нинель Царицына!

 Безусловно, человек увлечённый знает о своём хобби очень многое. Любит церемонии и не только чайные. В своём увлечении Нина Александровна не одинока, у неё есть подруга Татьяна, которая за чашкой чая любит рассказывать занимательные истории. Вот одна из них: «В 1802 году в одной из гостиниц Мюнхена встретились Гёте и известный русский драматург и театральный деятель князь Александр Шаховской. Им было о чём поговорить, поэтому неудивительно, что Гёте пригласил Шаховского испить чайку. В представлении русского человека «испить чайку» означало поесть баранок, бубликов, и ватрушек, щедро сдобренных мёдом, сливками и вареньем – в общем, устроить пир на весь мир. Но в планы немца это не входило. Проведя хорошо время за уютным и щедро накрытым столом, обсудив много интересных моментов, коллеги довольные разошлись. Наутро Шаховской получил счёт. Стоит ли говорить, каково было изумление князя. Оказалось, Гёте отказался платить, поскольку приглашал Шаховского исключительно на чай…»

 Экскурсия по дому сопровождалась интересными фактами из жизни хозяйки.

 «Я 50 лет жила возле Китая (Забайкалье), поэтому у меня много китайских вещей. Имя Нина пришло в Россию из Грузии и переводится как «царица», поэтому стараюсь создавать в доме соответствующую атмосферу. Обратите внимание на коллекцию рушников. Всё что вы видите – это только малая часть, остальное – в чемоданах».

 – С чего всё началось?

 – С большого угольного самовара, который принято считать генералом на столе. Приехал этот самовар из Забайкалья от моего дедушки Абросимова Владимира Павловича, который в своё время был председателем колхоза. Оттуда повелось семейное увлечение самоварами. Мой отец – Абросимов Александр Владимирович был директором школы, в которой преподавал историю. Он водил детей на раскопки могилы Чингисхана: от него мне достались угольные самовары, патефон с пластинками, утюги, ухваты, кочерги. От одной бабушки у меня хранятся чугуны, а от второй – иконы 17 века. Мама увлекалась швейным делом, поэтому от неё у меня рушники, сценические костюмы, занавесок полный сундук. Моя старшая сестра Ольга Александровна пошла по стопам отца и стала историком. Создала в школе Краеведческий музей.

 Я 13 лет прожила в Тульской области – там уже сам Бог велел продолжать увлечение самоварами. Поводами для гордости так же являются мои коллекции чемоданов, штофов, Ванек-Встанек, сценических костюмов, вееров, дамских сумочек, настенных часов и шляп, которых насчитывается более 50 штук. А сколько коробок у меня стоит с чайными сервизами, среди которых четыре китайских! По понедельникам я всегда хожу на Блошиный рынок в Таганроге и покупаю всё, что по душе.

 – Денег не жалко?

 – Как сказал Остап Бендер: «Деньги – это зло, их надо уничтожать». Я не могу остановиться, у меня такой азарт. Торговцы меня уже там знают и ждут. Я же раздаю очень многое, если человеку что-то понравилось у меня, я обязательно подарю.

 – Вы самовары используете по назначению или они стоят в комнате как экспонаты?

 – Летом, когда собираются гости, пьём чай из самовара. У меня очень много предметов, входящих в состав чайной церемонии: заварник, молочник, сахарная голова. Мои подруги из Ефремова Тульской области расписывают всё в тон. Все самовары, представленные здесь, расписаны вручную – в своей работе они используют технику хохлома, гжель, Жостовскую роспись. Это отдельный вид искусства».

 В общем, дом Нины Александровны – самый настоящий музей, в котором собраны различные предметы быта и старины. Каждая вещь со своей историей: на ней отпечаток ушедшего времени, в отражении которого прорисовываются блики её владельцев, их характер и предпочтения.

Ксения Кизеева

 

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: