зеленушка
Версия для слабовидящих
Слушать
«FM на Дону»
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

МОБИЛИЗАЦИЯ ПО-НАШЕМУ

 В середине ноября в Военном комиссариате Матвеево-Курганского и Куйбышевского районов было организовано инструкторско-методическое занятие по воинскому учету для кадровых работников предприятий и организаций Матвеево-Курганского района. Его проводили военный комиссар двух районов Виталий Борисович Степин, ведущий специалист Администрации Матвеево-Курганского района по мобилизационной работе Владимир Владимирович Федоренко и помощник начальника по воинскому учету ППП ИУМР РВК Елена Ивановна Барбышева.

 В ходе занятия кадровикам Матвеево-Курганского района рассказали о требованиях к ведению воинского учета на предприятиях, ознакомили с правилами заполнения всех необходимых форм документации и осветили вопросы бронирования работников, с предоставлением им отсрочки по мобилизации.

 Мы встретились с помощником начальника по воинскому учету ППП ИУМР Военного комиссариата Матвеево-Курганского и Куйбышевского районов Ростовской области Еленой Ивановной Барбышевой и попросили ее осветить основные вопросы, поднимаемые в ходе мероприятия.

 – Зачем на предприятиях и в организациях должен вестись воинский учет? Приведу пример из недавнего прошлого, когда была объявлена частичная мобилизация. Мы по повестке вызываем человека в военкомат на основании имеющихся у нас сведений, согласно которым он подлежит мобилизации, а военнообязанный и его родные начинают возмущаться, что этот человек давно уже многодетный отец или инвалид. Но откуда работники военкомата могли об этом знать, если человек сам ни разу за много лет об этом не сообщил?

 Хотя в статье 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» четко прописано, что гражданин обязан «сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности». И об этих требованиях мы напоминаем любому человеку, приходящему становиться на воинский учет. Так же выдержки из этого закона опубликованы и на последних страницах военного билета, любой может открыть и прочесть, что там написано. Поэтому оправдания «я не знал, что должен сообщать», несостоятельны.

 – Получается, подавляющее большинство ошибок, выявившихся в ходе мобилизации, возникли по вине самих граждан.

 – Если человек работает на крупном предприятии с большим коллективом, то там его обычно «подстраховывает» еще и работодатель, ведущий воинский учет. С представителем которого мы встречаемся раз в год, чтобы сверять сведения и вносить изменения. А вот у работников маленьких предприятий или у индивидуальных предпринимателей, не использующих наемный труд, и у самозанятых ситуация с предоставлением о себе сведений в военный комиссариат часто бывает проблемной. Ведение воинского учета работников от руководства ИП законом не требуется, в результате ни от работодателя, ни от самого военнообязанного сведения в военный комиссариат о каких-то важных изменениях в жизни военнообязанного в течение долгих лет не попадают. И как итог – ему, даже при наличии у него троих-четверых малолетних детей или группы инвалидности, может прийти повестка.

 Как раз частичная мобилизация наглядно показала, что если бы все граждане исполняли свои обязанности перед государством вовремя, то никаких проблем в ходе проведения мобилизационной работы просто не возникло бы. И не только в ходе мобилизации. Был недавно еще один случай: у военнообязанного с периферии в военном билете должен был стоять штамп того поселения, где он зарегистрирован по месту жительства, – мы об этом всех предупреждаем при постановке на учет. Человек три года назад ставился на учет, а в администрацию своего поселения решил не идти, поэтому и штампа в военном билете у него нет. А сейчас он решил устроиться на высокооплачиваемую работу на крупном промышленном предприятии в большом городе, а его туда не берут. Только потому, что у него в военном билете нет штампа, свидетельствующего о постановке на воинский учет! Человек приезжает в военкомат и начинает возмущаться. Хотя все претензии в данном случае он должен предъявлять только самому себе.

 – В ходе мобилизации в отечественные СМИ несколько раз просачивались истории, когда по ошибке призывали инвалидов.

 – У нас тоже были случаи, когда к нам приходили рассерженные родные людей с ограниченными возможностями здоровья: «У нас что, и инвалидов мобилизуют? Почему моему мужу повестку прислали?» Мы говорим: «Подождите, у нас о вашем муже есть только сведения, что он служил в армии и что у него в документах указана категория «А». Откуда мы можем знать, что он имеет группу инвалидности?»

 По нормам законодательства, стоящий на учете военнообязанный, получив группу инвалидности, обязан обратиться
в военный комиссариат – и не только, чтобы предоставить о себе актуальную информацию, но и чтобы пройти здесь специальную врачебную комиссию. Потому что только эта комиссия имеет право официально признать человека не годным к военной службе. Даже если какая-то другая комиссия ранее признала его инвалидом: установление группы инвалидности и снятие с воинского учета – это юридически две совершенно разные процедуры! Нравятся кому-то такие требования или не нравятся – но таков закон, и мы все обязаны его соблюдать. Что далеко не всем хочется: уже были случаи, когда человек с инвалидностью отказывался проходить комиссию в военном комиссариате, считая, что «главное, для собеса прошел, а для военкомата – и так сойдёт». И в этом случае частичная мобилизация показала, что такое отношение к своим обязанностям перед государством – в корне неправильное. И подвигла очень многих военнообязанных начать, наконец, вовремя предоставлять в военные комиссариаты актуальные сведения о себе.

 – Мы слышали, что нынешней осенью многие организации, имеющие право бронировать своих пребывающих в запасе работников, уже либо сделали это, либо начали это делать.

 – Бронирование – важная часть системы воинского учета. Оно обеспечивает организации квалифицированными и административными кадрами из числа граждан в запасе во время мобилизации либо в период военных действий. По сути, бронирование – это временное освобождение от призыва военнообязанных, чтобы распределить кадровые ресурсы и обеспечить функционирование наиболее значимых предприятий. Если у организаций, имеющих право бронировать своих сотрудников, имеются какие-либо вопросы, связанные с возможностью предоставления отсрочки, то им следует обращаться в Администрацию района к ведущему специалисту по мобилизационной работе – военный комиссариат в этом случае осуществляет лишь надзорные функции.

 Но вообще процедура бронирования – это совсем не новшество; многие крупные организации двух районов (особенно относящихся к системе жизнеобеспечения), ведущие у себя воинский учет, десятилетиями бронировали своих сотрудников. И до сих пор продолжают это делать.

 – Какая ответственность предусмотрена для работодателей и для граждан за нарушения, связанные с ведением воинского учета?

 – Например, непредставление работодателем в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет – от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ). Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, и не обеспечение им возможности своевременной явки по вызову – от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ). Несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу, учебу либо об уволенных с работы, отчисленных из образовательных организаций гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете – от 1 000 до 5 000 рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

 Касательно граждан, несообщение ими в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, а так же о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 3 000 рублей (ст. 21.5 КоАП РФ).

Елизавета Мельникова

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий: