Продолжение книги о говоре, истории и культуре Примиусья. Начало - в номере 27-28.
Хата начала ХХ века, с. Новиковка Куйбышевского района. 1903 г. novikovka.ukoz.ru
Внутри хата делилась на две разделенные малоросской печкой-грубкой части: переднюю хату – жилую (у богатых – порой с деревянным, а не земляным полом) и заднюю – рабочую, в которой приготовляли и принимали пищу, стирали, готовили корм для домашних животных, хранили продукты питания и сельхозинвентарь. Внутри хата тоже нередко расписывалась по печке и по стенам теми же яркими цветочными орнаментами, что и снаружи.
Хата первой половины ХХ века, с. Горская Порада Неклиновского района. avito.ru
К рабочей части хаты обычно вплотную примыкал сарай для скота и птицы, в который можно было попасть либо через холодные сени, либо прямо из рабочей части хаты, не выходя на улицу.
Вместо высокого парадного крыльца у донских казаков, на Миусе строили едва приподнятый над землей и крытый отдельно от хаты колидорчик или, в дальнейшем, застекленную веранду – холодные сени. Куда с улицы могло вести двое дверей: парадные, предназначенные для приема гостей, и «рабочие», которыми семья пользовалась в повседневном быту.
А вот двери из рабочей части хаты в примыкающий к хате хлев и двери из хлева на улицу могли состоять из двух горизонтальных створок, открывающихся независимо друг от друга – при необходимости у такой конюшенной двери можно было открыть лишь верхнюю или нижнюю половину. Например, чтобы пустить в помещение свежий воздух, но не позволить животным выйти наружу или проникнуть внутрь хаты.
Кирпичный дом середины ХХ века, с. Троицкое Неклиновского района. Фото автора
Нередко и хата, и хозяйственные постройки семьи (чаще всего – сараи и хлев) выстраивались под одно, накрываясь общей двускатной крышей и приобретая в плане вид вытянутой в длину постройки. Однако если хозяева по какой-то причине решали обустраивать хозяйственные помещения отдельно от жилых, хата обычно приобретала трех- или четырехскатную крышу.
Свои уникальные черты оформления имели и миусские приусадебные участки, которые также больше следовали традициям запорожского и кубанского, чем донского казачества.
Если донские казаки обязательно сажали возле куреня грушу-дичку, чтобы она оберегала дом от несчастья, то на Миусе уважающая себя семья была немыслима без растущей у хаты вишни. Опять-таки – для защиты от злых сил и в качестве оберега семейного счастья. Ведь вишневое дерево для жителей Примиусья было символом родной земли – матери и кормилицы.
На Миусе у старых домов до сих пор часто растут в качестве оберега вишни, посаженные предками.
Цветущая вишня – символ девушки-невесты, вишня с ягодами – образ матери с детьми, а вишневый сад – образ счастливой семьи! Если возле хаты не росли вишни, то говорили, что в этой хате гуляют чеpти…
Миусские культурно-бытовые традиции
Прямая связь с кубанским и запорожским казачеством прослеживается и в миусских культурно-бытовых традициях. Например, в миусской вышивке, обычно исполняемой в техниках «гладью» и «крестом», так же, как и в росписи хат, преобладают яркие растительные мотивы и цветы. Сама вышивка может быть исполнена в любой цветовой гамме; однако изделия, предназначенные не для повседневного, а для праздничного или обрядового использования, чаще всего вышивались красными и черными (либо темно-серыми) нитками. Одним из главнейших вышитых предметов быта миусской семьи издревле является рушник – длинное домотканое холщовое полотенце.
Узоры миусских рушников, первая половина ХХ века, середина ХХ века. Районный краеведческий музей Матвеево-Курганского района
Рушник с вышивкой сопровождал жителя Примиусья всю жизнь: от рождения и до смерти. Родившуюся девочку принимали в рушник, чтобы была хорошей хозяйкой своему дому (мальчика – наследника отца – для этих же целей принимали в отцовскую рубашку). «Девочкин» рушник после вешали над ее колыбелью.
Перед тем, как показать кому-то новорожденного, его обтирали рушником – от сглаза и порчи. Для крестин ребенка изготавливали особый, крестильный рушник, который после хранили в скрытом от посторонних глаз месте дома, вытирая ребенка во время болезни, чтобы дать ему сил выздороветь.
Вышитым своими руками рушником, подаренным жениху, миусская невеста выражала свое согласие на брак, после того, как к ней приходили свататься.
Венчались на венчальном рушнике. С ним был связан обычай узнавать, что будет главой семьи: кто первый в храме ступит на рушник, тот и будет верховодить. Во время венчания говорили: «На рушник ступить – навек с другом быть. И в радости, и в горести». Именно венчальный рушник, имевший два конца, но составляющий единое целое, являлся символом вновь образовывающейся молодой семьи.
Рушниками перевязывали через плечо сватьев и дружек на свадьбе – эти рушники после оставались им на память от молодых.Родители, благословляя своих детей на брак, снимали со стены в Красном углу хаты икону, сверху украшенную вышитыми рушниками.
Слева: Миусский обрядовый рушник начала ХХ века. Семейный архив автора. Справа: Миусские обрядовые рушники первой половины ХХ века. Районный краеведческий музей Матвеево-Курганского района
Рушники участвовали в проведении различных женских ведовских обрядов: с их помощью, например, вышивая своими руками, давали зароки о чем-либо или просили у Богородицы рождения живых и здоровых детей.
Рушниками с вышивкой, наряду с вышитыми салфетками, картинами и портретами членов семьи, украшали стены хаты и мебель, а в летнее время – еще и печь. На рушниках почетным гостям подавали хлеб-да-соль и свадебный каравай. Длинный расшитый рушник расстилали по праздникам на коленях у гостей, сидящих за одним столом на длинной лавке – рушник и прикрывал одежду от случайно упавшей еды, и позволял сидящим вытирать руки, когда это было необходимо.
Рушники сопровождали человека по жизни до самого конца – именно на вышитых рушниках спускали в могилу гроб с дорогим умершим членом семьи… Рушником после украшали и намогильный крест покойного.
О малороссийских корнях жителей Примиусья свидетельствуют и другие традиции, связанные с культом предков. Например, очень распространеные на Миусе случаи «бытового» (вне специальных поминальных дней и религиозных праздников) поминовения усопших, в том числе – умерших много лет назад. Поводом к такому поминовению: раздаче всем родным, соседям и коллегам изделий из печеного теста и сладостей – может становиться даже тот факт, что умерший приснился кому-то из членов своей семьи. Особо в этом случае стараются угостить выпечкой и сладостями детей – по местному поверью, благодарственная молитва безгрешного ребенка приносит душе усопшего больше облегчения, чем такие же действия, совершаемые взрослыми.
Огромное множество малороссийских по своему происхождению традиций и суеверий до сих пор существует и в повседневной жизни Примиусья. Так, считается, что при строительстве хаты под все четыре ее угла для безбедной жизни необходимо обязательно положить монеты. В качестве защиты от сглаза или злых сил нужно постучать по дереву. Чтобы не лишиться благополучия, никогда ничего нельзя передавать через порог. Так же нельзя есть с ножа или праздновать сорокалетие, дарить в подарок часы или острые предметы, отдавать деньги и выносить мусор после захода солнца, а так же возвращаться с полпути. А вот перед дальней поездкой «присесть на дорожку» нужно обязательно…
Множество пришедших из Малороссии на Миус традиций и суеверий связано и с детьми. Например, родившегося младенца первый раз необходимо искупать в воде с «любыстком» (трава любистока) – «чтобы все любили». В год ребенка обязательно нужно остричь наголо – «чтобы волосы были хорошие». Крестик крестнику на крестины покупает только крестный, а отказываться от предложенного кумовства – «большой грех». Мать может «снять» с лица своего ребенка любой сглаз и порчу, умыв его «свяченой» водой и вытерев собственным подолом. Девочкам до семи лет надо обязательно проколоть уши и вдеть в них серьги, подаренные бабушкой – «чтобы серьги защищали красоту будущей невесты от сглаза и порчи». С раннего детства и до самого вступления в брак дочь или сына нельзя сажать на углу стола, «чтобы в жизни не остались в одиночестве». Так же как и нельзя давать им доедать или допивать что-либо за другими, «чтобы будущий супруг не оказался прощелыгой или пьяницей».
Свои традиции на Миусе издревле существовали и в отношении сватовства: на сватовство к невесте миусские сваты всегда приходили не только с подарками ей и ее родным, но и с собственным караваем, выпивкой и закуской. Если невесте нравился жених, она одаривала его вышитым своими руками рушником. А если не нравился, давала га́рбуза – то есть, вручала тыкву, отказывая в сватовстве.
На свадьбе по пути жениха к невесте и по пути пары в церковь (или в ЗАГС) всегда несколько раз устраивались пе́реймы, когда свадебный поезд останавливали прохожие, перегораживая дорогу столом, лавками или – символически – разноцветными лентами. И жениху с родственниками приходилось платить деньги или угощать всех, кто их останавливал.
Свадебный невестин каравай, булочки-«шишки»
Когда молодые возвращались после церкви или регистрации брака в дом жениха, его родители всегда встречали пару не только с иконой и хлебом-солью, но и с полным решетом зерна, хмеля, орехов, конфет и монет – осыпая смесью и молодых, и гостей на щедрую и счастливую жизнь. После чего прямо перед воротами во двор разводился небольшой костер, и жених на руках переносил через него свою невесту, чтобы при внесении в дом уберечь и ее, и свою будущую семейную жизнь от злых чар и несчастий.
Связанные в «ветку» дивни
Во время свадьбы впереди свадебного поезда всегда привязывали дивень или гилку (гильце) – перевитую красными лентами ветку калины или вишни – для защиты молодых от сглаза и порчи. На третий день свадьбы гилку с гордостью укрепляли на крыше хаты родителей новобрачной, как символ того, что красота невесты была непорочна. Дивень в символическом виде присуствовал и на свадебном каравае невесты – в виде связанных вместе красной лентой и украшенных вишней или калиной нескольких покрытых запеченным тестом древесных веточек.
Так же на миусской свадьбе обязательно пекли из дрожжевого теста специальные обрядовые булочки – шишки, которые вместе со сладостями раздавали всем гостям: считалось, что чем больше шишек молодые раздадут на своей свадьбе, тем меньше они после набьют шишек в семейной жизни…
Елена Мотыжева
(Продолжение следует).